#Историческое@uzhukoffa
#Древний_Восток@uzhukoffa
#Античность@uzhukoffa
Древний мир достиг невиданных высот. К середине II тысячелетия до нашей эры империи Египта, Вавилона, хеттов и Миноса вели сложные интриги и масштабные войны, торговали за тысячи миль, создавали шедевры искусства и библиотеки. Но однажды всё это рухнуло. И настала первая в истории эпоха постапокалипсиса.
Всем людям европейской культуры с младых ногтей известны два сакральных сюжета. В одном древние греки десять лет осаждают великий город Илион, а затем один из их царей странствует по наполненному магией и чудовищами Средиземному морю. В другом не менее древние евреи уходят от державшего их в рабстве фараона и 40 лет странствуют по пустынному Синаю. Чтобы затем огнём и мечом завоевать себе Землю Обетованную.
Обе эпопеи относятся к одному и тому же времени. Пока двенадцать колен израилевых под предводительством Моисея форсировали разверзшееся Красное море, обретали скрижали с ковчегом Завета и врывались за рухнувшие стены Иерихона — могучий Гектор бился с грозным Ахиллом, а хитроумный Одиссей измышлял методы заброски в тыл противника групп спецназа с помощью деревянных коней.
Пришлись оба сюжета на эпоху одного из страшнейших кризисов в истории человечества — так называемую катастрофу Бронзового века.
К середине II тысячелетия до нашей эры древний мир достиг невиданных доселе высот культуры и техники. Огромные империи Египта, Вавилона, хеттов и Миноса вели сложные интриги и масштабные войны, выставляя на поля сражений армады боевых колесниц. В городах многоэтажные здания и величественные дворцы имели водопровод и канализацию. Живопись, скульптура и музыка процветали, развивались сложные системы письменности. Бурлила международная торговля. Мореходы не только вышли за Геркулесовы столпы и вели оживлённый обмен с Северной Европой, но и обогнули африканский континент.
Спусковым крючком послужил чудовищный взрыв вулкана на Санторини мощностью в сотни мегатонн (несколько «Царь-бомб»!), погубивший талассократию минойцев, чьи флоты господствовали на Средиземном море и контролировали торговые пути. Бывшие владения минойцев на берегах Греции постепенно превратились во враждующие царства, занявшиеся грабежом побережий, хаотичным пиратством на ещё недавно охраняемых торговых путях и поставкой наёмных ватаг иноземным правителям.
Облик тогдашних греческих воинов не имел ничего общего со знакомыми нам классическими гоплитами. Греки времён Трои носили кожаные доспехи и шкуры с костяными бляшками, а также мохнатые шапки…
Моря стали опасными. Прервались бесценные поставки олова из Британии, без которых мир бронзы не мог быть бронзовым. Великие державы пытались бороться с пиратством, но тысячи быстрых кораблей с отчаянными греческими рейдерами легко уходили от преследователей и наносили удары в самых неожиданных местах.
Передвигаясь на кораблях, греки при высадках не могли больше пользоваться боевыми колесницами. Они начали совершенствовать пехотное оружие, которое презирали гордые аристократы-лучники древних империй, сражавшиеся на колесницах.
Понемногу зарождалась тактика гоплитов, которые спустя века составили славу классической Эллады. Способные разогнать любую другую современную им пехоту, устоять — благодаря большим щитам — под ливнем стрел и в плотном строю ощетинившейся копьями фаланги сдержать даже лобовую атаку колесниц.
Ни флоты, ни армии великих империй не могли поспеть за дружинами греков на их бесчисленных кораблях. За падением Трои последовала гибель практически ВСЕХ великих и многолюдных городов в полосе побережий и далее вглубь континента.
Пала даже гигантская столица хеттов — Хаттуса, по сравнению с которой Троя была небольшим посёлком. Да так, что сама память о великой державе, величию и процветанию которой завидовали даже фараоны Египта, была стёрта из памяти людей на тысячелетия.
А чтобы стало ещё веселее, грянуло изменение климата. На недавно изумрудные от зелени плодородные земли пришла Великая Сушь. И Голод следовал за ней. Согнанные со своих земель набегами греков племена и народы шли дальше — грабить и убивать, чтобы выжить. Пленных и рабов не брали — еды было слишком мало, хватило бы накормить своих. Началась чудовищная, не сравнимая ни с чем всеобщая резня.
Навстречу «народам моря» и бегущим от них жителям побережий из пустынь вышли кочевые племена, включая арамеев и древних евреев. Ведь по ним тоже ударило изменение климата, а воевать и убивать они умели лучше земледельцев.
Население ещё недавно процветавшего, передового и относительно мирного региона планеты сократилось в несколько раз. Погибли и остались только упоминаниями на свитках папируса и пергамента великие города и народы. Исчезли целые системы письменности — их некому было передавать. Разорены были и греческие земли.
Сначала греки грабили друг друга, а затем из глубин Балканского полуострова на них обрушились племена дорийцев.
В этом катаклизме устояли только Египет, утративший все азиатские владения и навеки закупорившийся в своих пределах, да Вавилон с Ассирией. Которые в какой-то момент ужались до своих пригородов, а затем — в новый век железа — сумели подняться вновь. Ведь поставок британского олова больше не было, а переплавлять старые бронзовые изделия бесконечно было нельзя. Пришлось вместо привычной бронзы браться за менее прочное (технология только-только зарождалась!) и куда более сложное в выплавке железо. Кто же тогда знал, что этот эрзац-металл при правильном к нему подходе несравнимо превосходит бронзу как материал для оружия, доспехов и орудий труда?
…А пока по бесконечным пустошам с руинами великих городов и бескрайними полями костей, по превратившимся в источник смертельной угрозы морям сновали ватаги безжалостных и свирепых рейдеров самого постапокалиптического вида, отчаянно искавших, кого бы ещё ограбить и убить.
Предводителями таких ватаг рейдеров, которых устрашился бы сам Неуловимый Джо, по сути и были большинство знакомых нам греческих и еврейских персонажей этой эпохи — от Ахилла и Одиссея до Моисея и Иисуса Навина. Постапокалипсис — он не только от ядерной войны бывает, отнюдь…
Но спустя считанные века потомки этих кровавых дикарей и варваров, погубивших великие царства древности, заложили основы всего, что мы называем цивилизацией: греческую философию и культуру, религию иудаизма, из которой выросли христианство и ислам... и едва ли не главное — идеал свободы. Будь то свобода от фараона в плену египетском или свобода гражданина демократического греческого полиса.
Автор: Алексей Костенков
Источник: https://warhead.su/2018/04/13/odissey-i-moisey-reydery-pustoshey?utm_source=warhead&utm_medium=link&utm_campaign=local&utm_content=popular&utm_term=desktop